Культурно-просветительский проект «Свободу Пушкину!» это наша попытка развеять мифы о том, что классика скучна и несовременна, и мы попытались освободить поэта из тех заданных рамок, в которых обычно представляют творца. За основу проекта мы взяли пьесу Андрея Битова "Занавес" и его книгу «Метаморфоза», где он вместе с гениальным графиком Резо Габриадзе создал удивительный и веселый мир Пушкина. Мы подготовили и провели множество разных встреч, лекций, мастер-классов, бесед и показали три перформанса.
|
5 марта мы погрузились в альтернативный мир Пушкина, в котором кроме величия поэта есть место и для обычной жизни, абсурдной, грустной и счастливой. И начали мы со встречи коллаж движ, где мы с лёгкой подачи знаменитого мема про Пушкина "жаль этого добряка" создавали свои мемы про жизнь поэта и самостоятельно исследовали, каким может быть поэт в современных реалиях. В коллажной технике шли от эксперимента, а, что будет, если показать интересы поэта, что, если сделать его портрет только с помощью женских платьев или только из обрывков бумаги?
|
26 марта состоялась интеллектуальная игра "На Дуэль!" Участники сражались на интеллектуальном поле, используя все свои знания про великого поэта. Это было мощно! Интеллектуальная игра - это хороший способ проверить не только свои знания, но и гибкость ума, скорость мышления, способность находить нестандартные решения в обыденных ситуациях. А еще это невероятная атмосфера, азарт, новые впечатления, чувство единения и умение понимать друг друга с полуслова.
|
В игре приняли участие игроки из шести команд: "ОлесевеселО", "Капитанская точка", "Талисман", "Пиковая мама", "Белые перчатки", "Ну где же кружка?" Для участников команды белые перчатки были не только удачным названием, но и продуманным дресс-кодом.
В финал вышли две команды "Талисман" и "Ну где же кружка?" Тут уже спасала реакция: первыми нажали на кнопку и дали правильный ответ участники команды "Ну где же кружка?" Скажем сразу, что проигравших в нашей игре не было, ведь в процессе дуэли участники обрели новые знания о жизни и творчестве Александра Пушкина, встретили новых друзей и стали обладателями авторской открытки "Пушкин" художника А.Тена.
|
А уже 9 апреля состоялся лекторий Людмилы Стрельцовой "Портреты и автопортреты" Лекции Людмилы - это в принципе событие, которое нельзя пропустить, а в рамках нашего проекта Людмила рассказала, как видели Александра Сергеевича Пушкина разные художники, от современников поэта до наших современников. На лекции участники получили информацию о портретах и рисунках А.Пушкина, познакомились с рисунками Резо Габриадзе. Габриадзе рисовал, как Пушкин сидит, как идет, как прислонился к чему-то. Он у него гулял с двумя шляпами. Одна была для того, чтобы здороваться, приветствовать знакомых, другая - для пчел, чтобы они могли в ней роится и производить мед. Пушкин, если верить Габриадзе, любил мёд. Была у него и третья шляпа. Ею он погонял коня.
|
16 апреля за кружкой чая с сушками мы встретились на первой неформальной беседе с Ольгой Кузьминой "Пушкин. Битов. Габриадзе. Побег." Ольга раскрывала целые миры из воспоминаний Резо, Битова, Пушкина... Описать это сложно, нужно приходить и смотреть, слушать. Потому что сложно описать состояние, и воспринять, что, когда речь зашла о детстве и, оказалось, что Пушкин просто вычеркнул детство из своей жизни, потому что был нелюбим, становится не по себе. Ведь Пушкин должен быть другим, великим, правильным, тем, кто как раз с нами с самого детства. А он вычеркивает его из своей биографии. И тут спустя годы, Андрей Битов и Резо Габриадзе решают встретиться с Пушкиным и подарить ему это детство. Через рисунки и написанные истории: вот, Пушкин не может пробежать мимо забора, чтобы тростью не издать звук о металлические столбики, вот скачет на стуле как на лошади, а вот достает огурец из бочки...и, когда слушаешь про детство, оно невольно разливается по всему залу , каждый вспоминает что-то своё, и оно становится общим для всех, ощущение, которое трогает душу, щекочет нос от слез и убирает границы серьёзности.
|
Посмотрели фильм Аси Гусевой "Побег", как ещё одно чудо, где два друга, Резо Габриадзе и Андрей Битов, продолжают свой разговор о Пушкине, начатый более четверти века назад. Берут его за руку и ведут в такой удивительный мир, в котором Александр Сергеевич ещё не был. Как было сказано в фильме " Таких людей нет сейчас. Может быть, есть, но ещё не выросли ". В книге Андрея Битова и Резо Габриадзе "Метамофоза" Пушкин не погибает, а бежит с Натальей Николаевной от своих недругов через Грузию и, превращаясь по дороге в бабочку, улетает за границу. "В Грузии он был счастлив", пишет Андрей Битов. Метаморфоза - это превращение, а ещё точнее преображение, когда меняется образ. И вот два друга дарят Пушкину такую счастливую долгую жизнь в образе бабочки. И мы, празднуя светлый праздник Пасхи, решили дать вторую жизнь бабочке Пушкину, бабочке Битову и бабочке Резо. Что-то в этом есть праздничное, лёгкое и близкое.
|
Вторая неформальная беседа с Ольгой Кузьминой "Заяц. Случай. Выбор".
У каждого есть выбор. Вроде бы очевидный факт. А есть ли выбор у творца? Или его ведёт судьба? Интересно, смогли бы мы сейчас читать самые великие произведения Пушкина, если бы не один случай? На беседе мы говорили о становлении Пушкина как поэта, о ссылке в Михайловское, в которой он был два года и написал около ста произведений, о выборе, о случае, и, конечно же, творили.
|
Пушкин был во многом первым. Был первым невыездным поэтом, стал первым постмодернистом задолго до официального создания этого направления в литературе, первым создал бестселлер, который оказался удивительным образом вне цензуры, разработал систему подписок, публикуя в журналах по одной главе произведения. Но самое главное, что он был первым, кто сделал из создания литературных произведений профессию и начал издавать свои труды сам. И мы после нашей беседы решили спустя более двухсот лет выпустить свой "Пушкин самиздат", где участники смогли вспомнить строчки из произведений Пушкина (которые могли оказаться как отдельное законченное высказывание), написать что-то от себя, своё отношение к поэту... И вы можете увидеть, что получилось:)
|
6 июня в день рождения Александа Сергеевича Пушкина мы сыграли свой первый прерформанс по документальной пьесе Андрея Битова «Занавес». В чем гениальность Андрея Битова? Написав, документальную пьесу, в которой все диалоги строятся на письмах Пушкина, он выстраивает параллели между великими гениями литературы и великим поэтом. А мы переносим это в современность. На сцене поэзия, Битов, живая музыка, джаз и летают ангелы.
|
Есть вещи, которые про Пушкина рассказывали, есть, которые он сам рассказывал. Мало кто знает про случай, когда Пушкину перебежал дорогу заяц, помешав тем самым завершиться одной эпохе, и открыв тем самым дорогу в мировую литературу. Историю иногда могут вершить и зайцы. Хотя до сих пор никто не знает, пробегал ли он дорогу Пушкину, когда поэт держал путь в Петербург к товарищам, которые впоследствии вышли на Сенатскую площадь и были казнены. Но по преданию, этот заяц пробежал сквозь всю русскую литературу в несколько прыжков, сохранив жизнь поэту. В нашем случае, танцуя.
|