ул.Шеронова 67, тел.89145412007
http://m.vk.com/club60498813
https://www.facebook.com/whitetheatre.ru


Главная

Репертуар

История

Наши спектакли

Люди театра

Проекты

Праздники

Контакты

Галерейка

KoTriangle

Семен Николаевич Ермолаев - Сиэн Екер известный в республике драматург. К настоящему времени у него вышли две книги.

Творчество Сиэн Екера, как и творчество якутских классиков А.Е. Кулаковского, А. И. Софронова, Н.Д. Неустроева, П.А. Ойунского и др. исходит от традиций русской и мировой литератур, от христианства, язычества и собственного новаторства. Драматургия Семена Ермолаева раскрывает наболевшие проблемы общества - разграничение человеческих свобод, утрата национальных особенностей, глобальная стандартизация, негативное влияние технократической цивилизации, вымирание народов, бездуховность...

Ермолаевские произведения сотканы из философских размышлений о бытии, о боге, о жизни, о смерти. Автор уделяет особое внимание христианской философии. В таких произведениях как "Бог" и "Седьмой ангел" герои осмысливают и переосмысливают библейские притчи.

Имя героя психодрамы "Бог" - Человек. Имя Человек здесь выступает как знак, который обозначает и имя собственное, и имя нарицательное. Человек - это зек, заключенный одиночную камеру. Жестокость, акты насилия и издевательства, полная изоляция могли бы привести к деградации личности. Но герой обратившись к духовности, сам того не осознавая проходит само-психо-куклотерапию.

Заключенный из куска хлеба лепит фигурку человека - мужчину. Начинается игра. В ходе игры Человек осознает свой акт творчества и объявляет: "Я тебя сотворил... я для тебя как бы вроде отца... я для тебя - Бог". Герой из следующей порции хлеба "сотворяет" женщину. Здесь уместно привести отрывок монолога из 7 части пьесы:"Бог изгнал человека из рая из-за одного яблока, всего лишь из-за яблока... Ну сказал не ешьте, а они съели... И это все из-за женщины...

По своей исконной тупости она, поверив змею, украла и съела яблоко! А это криминал! Все! 105 статья... и изгнал из рая на землю... Короче, на зону... С тех пор все человечество проживает на зоне... Ок-сиэ! Бог оказывается самый строгий прокурор!.. Ну всего-то съели яблочко и стали любовниками... А тогда почему он человека создал? И он сотворил тело человека способным к этому... Тогда почему он рассердился? Сам создал, сам и сердится! Ну и бог же он! И такому Богу, мы бедолаги молимся. Я не буду ему молиться. Я не буду... он забрал нас ... Почему он не возвратит нас обратно в рай... А может он такой же заключенный, как и все мы..."

Рассуждения Человека о Боге, Бытии и человечестве довольно сумбурны, диалектичны, но в то же время конкретны. Из этого монолога героя можно выявить следующие параллели:

1) В теологическом мировоззрении героя - Бог является в первую очередь, Демиургом, обладающей личностной формой. Для него бог - Отец-творец и, исходя из этой точки зрения, Человек отождествляет себя с Богом. В XV веке схожую мысль высказал Николай Кузанский: "Человек через творческую деятельность своего ума как бы уподобляется богу".

2) Оценка героем бога как самого строгого прокурора (т.е. судьи) перекликается с высказываниями Ф.Ницше: "Если бы Бог хотел стать предметом любви, то ему следовало бы сперва отречься от должности судьи... судья, и даже милосердный судья не есть предмет любви..." ("Веселая наука" 1 кн.)

3) Герой приходит к мысли, что все человечество создано богом для его развлечения. Эта мысль так же созвучна с изречением Ф.Ницше: "Против скуки даже и боги борются тщетно. Что он делает? Он изобретает человека: человек занимателен..." ("Антихрист", 48).

4) Человек довольно пренебрежительно отзывается о женской половине человечества. Каких чувств не был лишен и Ф.Ницше.

5) Человек интерпретирует "райское яблоко" как причину для детородного процесса. Это является наиболее распространенным пониманием. Однако существуют и другие интерпретации, например: Яблоня - Дерево познания, Яблоко - Знание, Змея есть женщина (Хева). Ницше в "Антихристе" историю Адама и Евы охарактеризовал как адский страх перед наукой.

Ермолаевский заключенный затрагивает общеизвестный парадокс христианства: ведь наряду с освобождением человека от власти к космической бесконечности и постановкой человека в центр мироздания, христианство дискретизировало все человеческое тело. Если, например, в буддизме и в ряде других восточных религиях (а также в якутском натурфилософско - этическом учение Айыы), тело человека не чисто ниже пупка, то в христианстве оно заключает в целом радикальное зло, то есть первородный грех. Тем не менее, человек создан по образу и подобью божьему. Именно это несоответствие выявляет герой пьесы.

В восьмой, финальной части пьесы герой полностью существенно преображается. Он уже не заимствует мысли у Ф.Ницше, а мыслит следующим образом: "я тут много думал... я благодарен вам обоим... я не хочу отсюда уходить... здесь я бог, потому что я вас люблю, люблю и жалею..." Если в первом монологе мысли героя расположены в алгоритме: "я создал, потому, я творю, потому я - Бог", то в финальном монологе человек думает: "я бог, потому что люблю, потому что жалею". Становится ясно, что на фоне экзистенциального страха пустоты поставлен вопрос о Сверхчеловеке (т.е. Человекобоге) и Богочеловеке. Этот вопрос широко обсуждался в 19 веке. (Особенно в Германии и России)".

Идея богочеловека зародилась в России противовес Человекобогу. Эту проблему впервые рассмотрел в своем творчестве Ф.М.Достоевский. "По его мнению, безбожная свобода пуста и приводит человека к самообожествлению... выливаясь в бесконечность и жестокость". (Новая философская энциклопедия, В.Лазарев). В. С. Соловьев рассмотрел в Богочеловеке духовное возрождение человечества. Считал, что учение Иисуса Христа не только в смирении, милосердии и т.д., а в самой личности Христа. Проблеме Богочеловека посвящены труды многих русских философов, таких как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и других.

Семен Ермолаев символически иллюстрирует и интерпретирует этот спор. В интервью в "Полярной звезде" (№6, 2002 год.) драматург сообщил: "Говорил же Ницше о сверхчеловеке, он чувствовал, что придет конец, и после Апокалипсиса будет новый человек. Только он будучи атеистом, по другому это назвал..."

Семен Ермолаев будучи самобытным философом, считает что ключевой мыслью Ф.Ницше и русских философов является то, что человечество должно духовно переродится. Герой по имени Человек несет идею "экзистенциального мышления" экзистенциальное бытие человека неустойчиво, полно противоречий и страха. По Серену Кьеркегору "человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понятию, результатом чего является "бессилие мысли"... Индивид в своем индивидуальном бытии предстает как узник, бьющейся в одиночной камере. Герой, согласно С. Кьеркегору, пытается найти истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом. ("Философия" А.Г. Спиркин).

Притча "Бог" опираясь на иррациональное обретает статус мифа. В ней отражается эсхатологический страх, запечатленный в понятие Апокалипсиса и в отголосках преданий о зарождающихся и гибнущих цивилизациях. Таким образом, Семен Ермолаев обращаясь к проблемам духовности и человеческого бытия освещает их в экзистенциальной интерпретации.

Основной призыв пьесы "Бог": спасение человечества в Духовности.

Нюргуяна Семенова

 

1 2 3